Comix. The Underground Revolution

«Comix. The Underground Revolution» это грамотное и полноценное исследование американского андеграундного комикса. Того самого, который и зовут-то гордо и по особенному comix (заметьте, что маргинальная культура всегда изобретает язык для самоидентификации, как бы издеваясь над правилами официальной грамматики). «Comix. The Underground Revolution» – это около трех сотен ярких страниц, наполненных «больными» образами, и на которых подробно и последовательно рассказано о зарождение, становлении и победы фриков от комикса.

В пику героям мейнстрима, одетым в облегающие трико, comix сфокусировался на мире дна. Секс, наркотики, ложь, страдания. Вместо американской мечты, comix предложил читателям американскую … реальность. Превратившись в своеобразного хроникера, почти документалиста. И если в первую очередь пугает яркая обертка – гротескные персонажи, гипер-динамичность, запретные темы и символы, то на поверку всё это оказывается жестоким анализом реальности. Герои андеграундного комикса, в большинстве своем, лузеры, а если говорить языком сравнений – маленькие люди. Именно те самые маленькие люди, которые становились объектом пристального внимания русских классиков. И зацикленные на сексе персонажи Роберта Крамба не отличаются в своей одержимости от гоголевского Акакия Акакиевича. Крамб по праву считается одним из пионеров comix, который расцвел на страницах журнала Zap. Об этом и обо всём остальном вы узнаете на страницах этого толкового исследования.

У человека неподготовленного, конечно, возникнет резонный вопрос – разве достойна эта шваль изучения и восхищения? Ответить нелегко, т.к. однозначного «да» или «нет» на этот вопрос не существует. Почему? По той простой причине, что comix интересуется самой простой повседневной жизнью, с ее радостями и горестями. Пусть и преподносит свой рассказ агрессивно. Но comix не ложь, не пропаганда, не пустые иллюзии Супермена. Comix это, в первую очередь, про нас всех, про каждого.

В какой-то момент (на рубеже 70-х – 80-х годов прошлого века) это поняла и индустрия. Мейнстримовый супергеройский комикс вошел в стадию кризиса. И тогда и случилась революция и победа «детей подземелья». Флагманами её стали «Хранители» Алана Мура, в котором даже супергерои могли мучаться от импотенции. Или «Город грехов» Фрэнка Миллера, в котором герои погибали не начиненные свинцом в ганстерских разборках, но задолго до того, разорванные изнутри страхами и сомнениями; изнуренные душевными ранами. «Мир призраков» Дэниэлла Клоуза был не о супер-женщинах, но о девчонках, которых вы видите за соседней партой, но предпочитаете не обращать внимания.

Андеграундный comix, который поначалу воспринимаешь, как галлюцинаторный бред наркомана, на самом деле принес жизнь. Показал, что страдают все. Можно спасти мир, но гораздо труднее самого себя. В последнее десятилетие мир комиксов снова поскучнел. Раздобрел и поуспокоился. А значит надо ждать новой революции. Откуда она придет? Ну, не будем загадывать, просто обратимся к истории и к книге «Comix. The Underground Revolution».

Автор обзора — Сергей Корнеев


Skinn, Dez. Comix: The Underground Revolution [Комиксы] / Dez Skinn … and every UG Comix artist you can think of ; foreword by Denis Kitchen. — 1st Edition. — New York : Thunder’s Mouth Press, 2004. — 288 p. : ill. ; 20×20 см.
Баркод издания для поиска в КАТАЛОГЕ РГБМ: 908351
Местонахождение: полка «История/теория», стеллаж комиксов, Зал художественной литературы и искусства РГБМ
Статус: только для чтения в зале