18 декабря 2018 года в РГБМ (Москва) с 11:30 до 18:00 в Зале визуальных искусств и комиксов состоялась Конференция «Новая образность. Морфология современной визуальной культуры».

Тема конференции – морфология современной визуальной культуры. Что представляют собой элементарные составляющие визуального повествования в различных типах и формах репрезентации нарратива? Каковы их происхождение, развитие и изменения в контексте социальных и культурных обстоятельств?

Так же в рамках конференции рассматривались вопросы, связанные с ролью современных визуальных технологий в молодёжном чтении: каналы и способы воздействия на читательские предпочтения, способы актуализации произведений классической литературы, формирование творческой среды.

Для участия в конференции были приглашены исследователи по следующим направлениям:

1) книжное дело и искусство книги,
2) искусство иллюстрации и филология,
3) антропология визуального нарратива,
4) психология и социология новой образности.

Планировалось, что речь пойдет об иллюстрации, комиксах, графическом дизайне и других формах существования изображения в издании (в том числе — интернет-издании, электронном издании и т.п.) как с позиции истории их развития и современного состояния, так и в контексте визуальной антропологии, маркетинга и искусства книги.

По запросу участников и слушателей выдавались сертификаты (сертификаты выдаются только офлайн-посетителям; на пользователей, просмотревших запись мероприятия в сети данная опция не распространяется).

Программа конференции 18 декабря (вторник) 2018
  • 11:30 -12:00 – регистрация спикеров и посетителей, подготовка к выступлениям.
  • Презентация сборника материалов конференции «Новая образность — 2017».
  • Презентация сборника материалов конференции «ИЗОТЕКСТ — 2018».
  • Светлана Лядова, художник, иллюстратор, выпускница Британской Высшей Школы дизайна (отделение британского бакалавриата BA (Hons), преподаватель БВШД, руководитель студии книги и книжной иллюстрации «Азбука Морса».
    Тема: «Визуальное разнообразие современной книжной иллюстрации: причины и тенденции».
    В рамках доклада мы попытаемся разобраться, откуда берется большое количество стилей и направлений в современной отечественной иллюстрации, почему возникает мода на определенные графические техники, хорошо это или плохо, кому и зачем это нужно, кто является целевой аудиторией для каждого стиля, с какими техническими особенностями производства книги связано, как современный и исторический контексты, образование художника влияют на иллюстрацию и как иллюстратору найти себя в этом разнообразии.
  • Фабио Бартоли, преподаватель Итальянского института культуры в Москве, исследователь массовой культуры, специализирующийся на комиксах и анимации. Автор книг: «Еду в Токио и обратно», «Наука о манге», «Жизнь мультфильмов» и «Cartoon Heroes».
    Тема: «Итальянские комиксы и анимация: столетняя история».
    Речь пойдет об Итальянской школе комиксов, чья жизнь насчитывает вот уже 110 лет. Мы узнаем, как появились такие персонажи, как Tex Willer, Corto Maltese, Dylan Dog и др. Узнаем о судьбах таких известных авторов как Андреа Пациенца (Andrea Pazienza), Мило Манара (Milo Manara), Джипи (Gipi), и др. Итальянская школа комиксов и школа мультипликации развивались рука об руку, и последняя также подарила нам всемирно известных авторов, например, Бруно Боццетто (Bruno Bozzetto) и братьев Пагот (Pagot).
    На конференции мы поговорим об удивительной истории итальянской анимации и книжной иллюстрации, которая порождала улыбки и вызывала споры на протяжении целого столетия и до сих пор не растеряла свою энергию. Например, вы знали, что мультсериал о волшебницах Винкс был создан в маленьком городке в центральной Италии?
  • Екатерина Асонова, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик ГАОУ ВО МГПУ.
    Тема: «Визуальный комментарий к произведению: функция и возможности».
    Насколько продуктивным может быть использование визуальных способов «комментирования» художественных произведений для молодежи, детей и подростков? Ответ на этот вопрос можно найти не только в примерах современного книгоиздания, но и в методике преподавания литературы в школе, потому что создание плаката, специальной разметки, инфографики, передающей художественные особенности текста – это одновременно по-своему интересный способ коммуникации издателя с читателем, а также эффективный метод организации учебной деятельности.
  • Александр Кунин, руководитель Центра рисованных историй и изображений РГБМ.
    Тема: «Морфология рисованной истории».
    Речь пойдет о структурных и функциональных элементах, из которых состоит рисованная история. Будет представлено, в чем различия в использовании этих элементов в зависимости от региональной традиции и стиля (американские комиксы, японская манга и т.п.). А также будет представлен обзор существующих подходов к анализу явлению.
  • Александра Орлова, искусствовед, куратор, член Ассоциации искусствоведов, член Творческого союза художников России (секция «Искусствоведение и критика»), сотрудник отдела культурных программ РГБИ.
    Тема: «Художественная инсталляция как выход из пространства книжной иллюстрации».
    В докладе будет рассмотрено формирование жанра художественной инсталляции в среде Московской концептуальной школы на базе иллюстративных альбомов, которые были популярны у художников. Автор проследит связь иллюстративного и инсталляционного пространства, то как его используют и современные российские авторы.
  • Завершится конференция выступлением Альмиры Усмановой, профессора Департамента социальных наук Европейского гуманитарного университета (Вильнюс), руководителя Лаборатории  исследований визуальной культуры и современного искусства.
    Тема: «От общества труда к обществу потребления: политика и поэтика труда в советской анимации 1960-1980-х гг.»
    Её выступление будет посвящено советским мультфильмам, для детей и взрослых,  о труде и системе визуальных образов, предшествовавших современной дигитальной культуре —  идеологически и технологически, в нашем культурном контексте.
  • 18:00 – окончание конференции.
    [свернуть]

Место проведения выставки и конференции: Российская государственная библиотека для молодёжи, Зал визуальных искусств и комиксов (г. Москва, ул. Большая Черкизовская, д. 4, корп. 1).

Ссылки на событие в соцсетях:
https://vk.com/new_imagery
https://www.facebook.com/groups/new.imagery

Посетителей просим зарегистрироваться:
форма для регистрации посетителей мероприятия: https://rgub.timepad.ru/event/847915/

По всем вопросам обращайтесь по адресу: [email protected] с указанием темы письма «Новая образность».

О приёме заявок для участия в II конференции «Новая образность» 18 декабря 2018 {ПРИЕМ ЗАЯВОК ЗАВЕРШЕН}

Для участия необходимо подать заявку до 1 декабря 2018 г. включительно.

В заявке указать:

1. ФИО.
2. Учебное заведение (факультет, отделение, курс) или Место работы.
3. ФИО научного руководителя (для студентов и аспирантов).
4. Сфера научных интересов.
5. Адрес электронной почты, телефон, ссылки на профили в соцсетях.
6. Название доклада.
7. Тезисы доклада (не более 2 страниц).

Требования к оформлению тезисов: объем не более 2 страниц (Microsoft Word, Times New Roman, 12 pt., одинарный интервал).
Тезисы должны быть прикреплены к письму в качестве отдельного файла.
Вложенный документ необходимо озаглавить: Фамилия автора и сокращенное название доклада. Оргкомитет не рассматривает тезисы, не отвечающие указанным требованиям. Продолжительность доклада – 20 минут.
Заявки отправлять на почту куратору конференции Александру Кунину: [email protected]

Проживание иногородних участников, а также расходы на проезд и питание – за счет направляющей стороны.

[свернуть]
Архив: ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ 10 ноября 2017

10:30-11:00
Приветствие директора РГБМ Ирины Михновой
Вступительное слово координатора проекта Александра Кунина

Илья Инишев 11:00-11:35
Доктор философских наук, доцент Школы культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ
Распределённая образность: имагинативные практики современной культуры
Одна из ключевых черт современной культуры (идущая в известном смысле вразрез с идеей модерна как непрерывного процесса рационализации) – всё возрастающая роль образов, воображения и связанных с ними практик, индивидуальных и коллективных. Зачастую эта черта современности интерпретируется негативно: как знак того, что процессы культурной модернизации либо не завершены (образное как рудимент домодерного иррационализма), либо позитивные тенденции их развития были перехвачены патогенной «культурной логикой позднего капитализма» (образное как репрезентант новых, более изощрённых форм отчуждения). Однако такое способно блокировать продуктивное осмысление многих из современных культурных практик, заранее маргинализируя их (например, стрит-арт, нет-арт, фанфик, а также разнообразные формы повседневной коммуникации в цифровых средах).
Источник маргинализации – дискретное понимание образного, трактующее его в терминах символической репрезентации и (изолированного) акта воображения. Образ в этом случае оказывается исключён как из порядков материального мира (символизм), так и из более широких взаимосвязей человеческой жизни (психологизм).
Альтернативой могла бы служить идея распределённой образности – перформативной среды, индифферентной по отношению к различению фигуративного и материального, интеллектуального и чувственного, воображаемого и действительного. Эта идея заключает в себе не только апологетический потенциал (оправдание релевантности современной культуры), но и эмансипационные возможности, предоставляя индивиду шанс на радикальное самоопределение.

Дарья Дмитриева 11:40-12:10
Кандидат культурологии, специалист по массовой визуальной культуре, доцент РАШ (РГГУ), руководитель проекта «Пунктум»
Книга как экран — экран как книга: визуальные паттерны и новые медиа
Нашим восприятием управляют сотни визуальных привычек, формируемых с самого детства. Мы учимся видеть так же, как учимся сидеть, ходить и говорить. В результате многие вещи кажутся нам очевидными, другие воспринимаются тяжело или просто проходят мимо сознания.
Доклад посвящен формированию визуальных паттернов, взаимодействию экрана и книги в современном мире, и тому, как меняются наши привычки видеть в условиях новой медиасреды.

Виктор Меламед 12:15-12:50
Иллюстратор, преподаватель БВШД
Существует ли иллюстрация в современной России?
Доклад будет посвящен общему состоянию современной книжной иллюстрации в России. А также обстоятельствам, в которых приходится развиваться молодым иллюстраторам.

Александра Орлова 12:55-13:20
Искусствовед, куратор, член Ассоциации искусствоведов, член Творческого союза художников России (секция «Искусствоведение и критика»), сотрудник отдела культурных программ РГБИ
Книга в современных художественных практиках
Речь в докладе пойдёт о жанре современного искусства «книга художника» и его внедрении в такие практики как объект, перформанс, инсталляция.

13:20-13:40 обед (расширенный кофе-брейк)

Екатерина Асонова 13:40-14:10
Кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик ГАОУ ВО МГПУ
Что произошло с книжкой-картинкой, когда она выросла
Детская книжка-картинка «выросла», пройдя путь от «Цыпленка» Корнея Чуковского до книг-иллюстраций, книг художников, визуальных учебников по психологии, истории, гражданскому праву. Какие современные «книжки-картинки» читают дети, подростки? А что в этом книжном жанре создается для взрослых: например, для родителей и учителей? Этим вопросам и будет посвящен доклад.

Мария Скаф 14:15-14:45
Литературный критик, переводчик, преподаватель, куратор курса «Визуальные нарративы» в ВШЭ
Комикс и книжка-картинка: границы визуально-литературных жанров
В докладе рассматривается традиционное жанровое деление визуальной литературы с точки зрения формальных признаков и исследуется возможность проведения других, более актуальных границ. Предлагается рассматривать комикс и книжку-картинку не как самостоятельные жанры или даже виды искусства, но как систему художественных приемов, которой можно пользоваться при создании визуальных нарративов любой направленности.

Катерина Зуева 14:50-15:20
Куратор, программный директор фестиваля PHOTOBOOKFEST, сотрудник Центра фотографии им. братьев Люмьер
Фотокнига как неочевидный постцифровой объект
Речь пойдет о том, что такое фотокниги, о фестивале PHOTOBOOKFEST и подобных проектах по всему миру.

Анна Коростелёва 15:25-15:55
Главный редактор издательства «Комикс Паблишер»
Российские авторские комиксы: Современное положение на книжном рынке и тенденции в развитии
Падение «железного занавеса». Популярность зарубежных комиксов и трудности российских в конкуренции с ними. Современное положение отечественных авторских комиксов на книжном рынке и тенденции в развитии данного направления.

Ольга Панферова 16:00-16:30
Магистрант ВШПиМ МПУ
Место комикса в современной культуре и литературе и особенности издания комиксов
Планируется кратко рассмотреть место комикса в современной культуре и литературе, а также проанализировать особенности издания комиксов на примере артбуков по серии книг Ольги Громыко «Космоолухи».

Список аббревиатур:
БВШД – Британская высшая школа дизайна
ВШПиМ МПУ – Высшая школа печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета
ГАОУ ВО МГПУ – Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»
НИУ ВШЭ – Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
РАШ (РГГУ) – Российская антропологическая школа (Российский государственный гуманитарный университет)
РГБИ – Российская государственная библиотека искусств
РГБМ – Российская государственная библиотека для молодежи

Место проведения: Российская государственная библиотека для молодёжи, конференц-зал
Адрес: м. «Преображенская площадь», ул. Б.Черкизовская, 4/1

[свернуть]