Чтобы выяснить, есть ли отклик на данную тему в аудитории ваших читателей, начните с малого.
Организуйте лекцию о культуре рисованных историй. Тему лекции желательно приурочить к медиа-поводу (популярный персонаж, киноновинка, известная личность и т.п.).
В качестве спикера может выступить представитель магазина комиксов из вашего или ближайшего города, где есть комикс-магазины.

Да. Аудитория читателей американских комиксов и японской манга различна. Так сложилось исторически.
Сообщество любителей американских комиксов сформировалось под влиянием журналов, издававшихся в России в 1990-х ("Эгмонт" и др.) и 2000-х (ИД "Комикс"), а также благодаря фильмам и сериалам по мотивам американских комиксов. Аудитория поклонников манга развилась в нашей стране благодаря движению любителей японских мультфильмов, аниме. Это отдельная субкультура со своими примечательными элементами: косплей, аниме-фестивали и т.п.
Для полноценной работы комикс-клуба достаточно иметь звуковую аппаратуру (колонки), проектор с экраном и компьютер (ноутбук) для демонстрации видео и изображений. Иногда требуется микрофон. Это - необходимый минимум. Кроме этого мы часто используем док-камеру для того, чтобы транслировать на экран процесс рисования художником в режиме онлайн, и веб-камеру для организации интернет-трансляций и видео-конференций по "Скайпу". Если нет док-камеры, то можно использовать портативную веб-камеру, прикрепленную на штатив и подключенную к компьютеру через USB.

Для практических мероприятий потребуется бумага (в зависимости от техники. Если дело не касается акварели, то подойдёт и обычная офисная бумага), карандаши, маркеры, линейки, ластики. Практические мероприятия лучше ориентировать на группы не более 10 человек.
Библиотека – это самый лучший партнер для комикс-клуба. Во-первых, библиотека заинтересована в молодёжной аудитории комикс-клуба, которая может увлечься и другими услугами библиотеки. Во-вторых, библиотека имеет возможность закупать книжки и предоставлять их для бесплатного чтения, а комикс-клуб – лучшая рекомендательная база для формирования и пополнения фонда комиксов.
Итак, плюсы сотрудничества с библиотекой:
– возможность регулярно собираться (бесплатно),
– бесплатный интернет и техническое обеспечение встреч,
– тут можно собрать коллекцию комиксов для публичного чтения, плюс библиотека будет покупать новинки, которые интересны клубу.
Минусы сотрудничества с библиотекой:
– договориться не всегда удаётся,
– есть график работы библиотеки и нельзя засиживаться дольше.

Кроме библиотеки для встреч комикс-клуба могут подойти кафе, антикафе, дома культуры/творчества.
Плюсы сотрудничества:
– оснащённость всем необходимым,
– легко договориться с площадкой.
Минусы сотрудничества:
– в кафе надо что-то покупать или платить аренду, в антикафе - платить за время,
– собрать библиотеку комиксов в антикафе и ДК можно, но только силами клуба; и её сохранность и пополнение тоже только на плечах участников клуба. А в кафе эта опция просто отсутствует.

Ещё один интересный вариант – собираться в школе или университете.
Плюсы сотрудничества:
– есть помещение и оборудование.
Минусы сотрудничества:
– нельзя собрать библиотеку,
– тем, кто не является учащимся этого заведения, сложно попасть на встречи.

Комментарий от Константина Дубкова (Екатеринбург):
Сюда можно добавить клубы по месту жительства. Если они есть в городе. (В Екб советская сеть клубов выжила в 90-е и сейчас активно растёт)
Можно прийти с предложением в тематический кружок. Ближе всего по теме - Кружок рисунка. Можно самому организовать. Тогда надо написать учебную программу и предложить руководству. Так же понадобится подтверждение, что народу собирается много. Так как если будет дано добро на реализацию программы, надо будет по журналу учёта набрать 64 человека в диапазоне возраста от 7 до 18 лет.
Минусы: нужно быть педагогом и разбираться во всех этих бумагах.
Важно, в каком пространстве будут проходить встречи. Аудитория, которая собирается на комиксные мероприятия, весьма подвижная. Поэтому желательно обеспечить непринуждённую обстановку: стол для чая (всё к чаю ребята обычно приносят сами), возможность покидать лекционное пространство в любой момент и общаться в кулуарах...

Важно и то, как будет оформлено пространство, где проходят встречи, оно должно выглядеть современно. В оформлении нашего центра комиксов нам помогли художники-комиксисты.

Необходимо иметь первоначальный фонд комиксов. Без книг говорить о комиксах бессмысленно.

Очень важны люди. Желательно, чтобы руководителями и главной движущей силой клуба были люди со стороны, читатели библиотеки, которые сами страстно интересуются комикасами. Как правило, вокруг них уже есть определённый круг энтузиастов, которые готовы всячески помогать: размещать анонсы по соц.сетям, придумывать содержание встреч и прочее.
Кроме того, мы часто вступаем в контакт с организациями, которые, косвенно или напрямую, заинтересованы в популяризации чтения комиксов. Это могут быть отечественные фонды, магазины, комикс-блогеры, издательства и культурные организации, иностранные культурные центры (финны, французы и т.п.). Они могут помочь в организации визита иностранного комиксмейкера.

Пожалуй, главное – не зацикливаться на комиксе как таковом, а представлять комикс именно с позиции визуальной культуры, рассматривать комикс как связующее звено между литературой, кинематографом и системой восприятия визуального в принципе. Но однозначного алгоритма работы с комиксом нет. И наш путь может оказаться не вполне приемлемым для вашей аудитории и задач.
Ребята идут в комикс-клуб, чтобы весело провести время, пообщаться с друзьями, познакомиться с новыми людьми, поделиться своими знаниями и почувствовать собственную значимость, а также - узнать что-то новое. Причем, степень значимости задач располагается примерно в таком порядке.

Поэтому желательно, чтобы образовательная часть (лекция, мастер-класс) была не главной, а равной в числе прочего.

Встречи комикс-клуба в РГБМ как правило строились по такому сценарию:
– Творческая встреча с комиксистом (карикатуристом, иллюстратором, блогером и т.п.). Формат встречи может быть и дистанционным: скайп-конференция, например
– презентация комикс-новинок (новые издания, пополнения фонда, новости мира комиксов, рассказы участников клуба о тех комиксных событиях, в которых им удалось поучаствовать) или выставки
– лекция, посвященная известному персонажу, явлению, автору или просмотр тематического кино, мультфильма, передачи
– мастер-класс по рисованию или сценарному мастерству

По нашему опыту, продолжительность клубной встречи не должна быть больше трёх часов. Между блоками должны быть перерывы в 10-15 минут.
Обычно клубный вечер у нас состоял из двух или трёх блоков. Причём третий блок, как правило, практический. Его можно провести в самом начале, пока основная аудитория только собирается, или в конце.

И очень важно, чтобы помимо пространства, в котором проходят мероприятия клуба, в ближайшем доступе было пространство, где люди могут пообщаться и выпить чаю. Эти две локации должны функционировать одновременно в течение всего времени клубной встречи.
Вся жизнь клуба должна отражаться в соцсетях: в фейсбуке и в вконтакте. Причём. если ваша аудитория взрослая (25-35 лет и старше), то активнее действовать надо в фейсбуке. Если ваша аудитория моложе, то полезнее будет паблик во вконтакте. И обязательно используйте инстаграм.
Наличие сайта для комикс-клуба сегодня не особо актуально.

Не забывайте "дружить" с пабликами по смежным темам в соцсетях. Разместите ссылку на дружественный паблик в блоке ссылок у себя и попросите их ответить тем же.
Не стесняйтесь просить дружественные паблики делать репосты ваших важных анонсов. Но помните, что это актуально лишь в том случае, если дружественный паблик ориентирован на аудиторию из вашего города

Очень полезно будет подружиться с местным магазином комиксов (если такой имеется) или гик-атрибутики. В магазине можно размещать афиши мероприятий, рекламные листовки и открытки, а также продавать продукцию участников клуба (те же открытки, значки, сумки, сборники комиксов). Совместно с магазином можно устраивать квизы или конкурсы с призами от магазина.

Если в вашем городе проходят большие праздники и фестивали (молодёжные, книжные, анимефесты и комикс-фестивали и т.п.) старайтесь участвовать в них. Особенно в тематических комикс-фестивалях.

Формат участия – лекции, мастер-классы, выставки. Лучше, если организатор клуба возьмёт на себя работу по формированию комикс-блока. Тогда он сможет использовать эту площадку и в рекламных целях, чтобы больше народу узнало о его комикс-клубе.
Обычно сотрудничество между комикс-клубом и фестивалем проходит на бартерной основе. Даже если фестиваль берет с посетителей деньги за билеты.
Наиболее важные темы:
– анонсы встреч и важных событий из жизни клуба,
– фотографии и отчёты о прошедших встречах и прочих мероприятиях,
– информационные посты (ко дням рождения известных деятелей комикс-культуры, про новые книги, про пополнения вашего фонда комиксов в библиотеке, про теоретическую литературу в помощь изучающим мировую культуру комиксов),
– репосты материалов дружественных или близких по тематике пабликов, которые могут быть полезны участникам вашего клуба.
Полезные советы:
– публикуйте отчёты про каждое мероприятие со всеми ссылками на причастных к его организации ребятам из вашего клуба. Им будет приятно, и они с большей охотой будут подключаться в дальнейшем. А ещё, конечно, будут репостить новости, где их упомянули,
– старайтесь не делать публикации слишком часто, иначе их просто могут пропустить в ленте,
– помните, что одна красивая картинка в посте - важнее, чем куча слов перед ней. Не пишите слишком большие тексты в постах, это не привлекает внимание,
– если вам нужно разместить большой текст с картинками, то делайте "сториз" (функция "Статья" во вконтакте, функция "Заметка" в фейсбуке), это будет выглядеть опрятно и красиво в ленте,
– придумайте свои уникальные хэштеги и не забывайте их ставить в постах, да и вообще не забывайте пользоваться тегами и отметками геопозиции,
– соблюдайте авторское право. При размещении фотографий, страниц комиксов, иллюстраций, которые сделали не вы сами, указывайте ссылку на автора или источник.
– Выезжать на тематические мероприятия в своем или в любом другом городе,
– выпускать сборники комиксов, созданные силами участников клуба,
– сотрудничать с библиотеками при организации некомиксных мероприятий как внутри, так за пределами библиотек,
– помогать муниципальным организациям в проведении конкурсов комиксов,
– участвовать в жюри таких конкурсов,
– выступать экспертами по комиксам в местных СМИ,
– устраивать групповые походы участников клуба на пленэр, фестиваль, выставку, презентацию комикса в комикс-шопе.

Уважаемые посетители сайта. Если у вас возникли вопросы, ответов на которые нет на этой странице – задайте их в письме и отправьте на электронный адрес kunin @ rgub.ru
Наиболее актуальные вопросы и ответы будут опубликованы здесь.