Авторский проект сотрудника Центра рисованных историй библиотекаря Юлии Канунниковой (SalemaRu). Лекции посвящены одной из крупнейших компаний-студий с вековой историей. Рассматриваются мультфильмы и комиксы Disney и всё, что с ними связано.

«Дисней» — одна из крупнейших компаний-студий, полной экспериментов, неудач и прорывов. Её проекты известны каждому и они не только собирают внушительные суммы в кинотеатрах, но и оказывают сильное влияние на культуру во многих странах, подталкивая к развитию местную индустрию, подогревая конкуренцию: целые франшизы покупаются и становятся частью обширной вселенной.

Мы рассматриваем мультфильмы и комиксы «Disney» и всё, что с ними связано. Многие персонажи известны во всём мире, но не все знают, как они формировались, какие люди стояли за созданием этих героев.

Также мы рассмотриваем историю работы самого Уолта Диснея и его ближайших соратников: какие у них были взаимоотношения и как это повлияло на развитие некоторых идей. Изучаем историю создания брендов, например, диснеевских принцесс, и разных актуальных проектов, например, франшиз, которые «Дисней» приобрёл.

Юлия Канунникова

Практически у каждого героя или проекта Disney есть своя история создания, подчас невероятная, запутанная, — и цикл лекций «Дисней в разрезе» поможет разобраться в их «биографиях», напомнит об известных диснеевских комиксах, о мультяшках, ставших символами компании. Говоря о графических историях огромной анимационной студии, трудно обойти вниманием другие аспекты её деятельности, поэтому разговор коснётся не только самых видных авторов и художников, но и режиссёров, которые участвовали в создании диснеевских миров.

Лекции ориентированы на широкий круг людей, интересующихся историей комиксов и мультипликации, тех, кто хочет узнать больше о знакомых с детства персонажах.

НАВИГАЦИЯ ПО ГОДАМ: 2020, 2021, 2022, 2023


Запись от 9 марта 2023

На нашей мартовской встрече в честь Международного женского дня мы рассмотрим биографии сценаристок, художниц, сотрудниц отдела чернил и красок, специалисток по спецэффектам и дальше до продюсеров и глав крупных отделов студии в наши дни.

Правда ли, что женщин не принимали на работу аниматора дальше контуровки и покраски долгие десятилетия? Как одна художница стала иконой модернизма в анимации и разработке оформления аттракционов и павильонов для Уолта Диснея и был ли сам Дисней таким большим мизогином, каким его часто изображают в культурной памяти? Как репрезентация «сестринских чувств» подарила «Холодному сердцу» уникальность и за что на самом деле мы не любим современных женщин-продюсеров на самых «горячих» направлениях мышиной империи? Обо всём этом, а также многом другом из жизни и карьеры сотрудниц студии Disney вы узнаете в праздничном выпуске «Disney в разрезе».


Запись от 23 декабря 2022

На очередной встрече лектория «Disney в разрезе» мы рассмотрим историю создания, исчезновения и возрождения Кролика Освальда, Моби Дака, Чёкнутого, Большого Злого Волка и других мультяшек и героев диснеевских комиксов, ставших жертвами борьбы за авторские права, исторических и политических изменений или смены курса управления компанией. Поговорим о загубленном коммерцией креативе, предательствах, странных экспериментах, а также о том, как в мультфильмы Disney внезапно попали персонажи бельгийских комиксов. Оценим, был ли у этих персонажей потенциал для того, чтобы стать новыми звёздами Disney и проследим, было ли у их истории неожиданное продолжение. И, наконец, порассуждаем о том, какое место занимают талант и везение в разработке интересного и запоминающегося героя.


Запись от 15 сентября 2022

На новой встрече лектория «Дисней в разрезе» мы поговорим о супергероях-пародиях на жанр героических приключений в продукции студии The Walt Disney Company и о том, как придуманные ради шутки диснеевские супергерои стали новыми звёздами студии.

Супергерои — одно из самых ярких явлений в культуре ХХ века и в комиксах в частности. Популярных супергероев знают даже люди, далёкие от журналов с рисованными историями и киноблокбастеров. И вполне закономерно, что за такой громкой славой и обилием клише за жанром тянется шлейф прекрасных, ужасных, бессмысленных и даже вполне самоценных деконструкций и пародий. Разумеется, даже в студии Disney не смогли от этого удержаться!

Из лекции вы узнаете, как и кто в Disney насмехался над конкурентами по комикс-рынку, почему Гуфи и Дональд Дак примерили на себя маски героев, а Микки Маус — нет? Мы поговорим о шпионском спиноффе «Утиных историй», подарившем нам Чёрного Плаща, а также о том, как большая шутка о мстителе в маске из Дакбурга стала прорывом итальянского комикс-подразделения 90-х, открыв дорогу смелым и новым оригинальным проектам вроде чародеек ««W.I.T.C.H.»».


Запись от 17 сентября 2021

Студия «Дисней» во многом известна постоянным использованием старых проверенных сюжетов в новой оболочке, включая образы из всем известных классических сказок. «Дамбо», «Бэмби», «101 далматинец», «Мэри Поппинс» и большая часть других полнометражных картин основана на уже существующих историях. Особым вниманием в этом параде экранизаций пользуются сказки о принцессах. За 84 года истории о героинях волшебных сказок Перро, Андерсена, братьев Гримм, цикла «1001 ночи» подарили нам двенадцать героинь, официально ставших лицами бренда «Диснеевские принцессы». С течением времени данный бренд становился и модной тенденцией для многих студий-конкурентов, и предметом критики и споров, и объектом для невероятно прибыльного мерчендайзинга на любой возраст и вкус. Каким образом различные сказки о принцессах (и не совсем принцессах) превратились в отдельный бренд, на который студия и потребитель ориентируются до сих пор? Как Аврора, Бэль, Ариэль, Мулан и другие вошли в главную женскую команду «Дисней», и почему многие другие героини такой чести не удостоились?


https://vk.com/video-42610903_456239102

11 июня 2021

В рамках новой лекции цикла «„Дисней“ в разрезе» мы обсудим комиксы «Дисней» не только как одну из ветвей продукции огромной медиакорпорации, но и как продолжение полюбившихся многим мультипликационных миров.

Микки Маус, Дональд Дак, персонажи «Наивных симфоний», Белоснежка, мыши из «Золушки» и многие другие известные персонажи продолжили карьеру на страницах газет и журналов, порой совершенно невероятным образом. А комиксы в свою очередь не только рекламировали очередные диснеевские проекты, но и давали развитие новым историям (как это было с работами Карла Баркса, повлиявшими на многие сюжеты в «Утиных историях»).

О том, как диснеевские комиксы развивались, завоёвывали новые страны и рынки, меняли форму и содержание, постепенно исчезали из США, возвращаясь самым неожиданным образом, и влияли не только на «Дисней», но и на культуру в целом, и пойдёт наш нынешний рассказ.


https://vk.com/video-42610903_456239100

24 апреля 2021

Обойдя весь земной шар, любой искатель приключений начинает смотреть в бескрайнее звёздное небо. И знаменитые диснеевские утки из клана Макдаков не остались в стороне. Мы поговорим о том, как истории о приключениях Дональда Дака и его родственников отражали популярные в разное время фантастические сюжеты, как развитие космонавтики повлияло на диснеевские комиксы, где в бескрайних просторах Вселенной дядюшка Скрудж собирался прятать свои денежки и когда Делла Дак стала пилотом космического корабля до новых «Утиных Историй».


https://vk.com/video-42610903_456239098

20 апреля 2021

Что бы ни происходило в мире, студия «Дисней» навсегда останется в истории анимации не только символом детства и сказки, но также прорывных и смелых экспериментов, высокого качества работы над анимацией. Без этого невозможен бы был как успех «Пароходика Уилли» — первого короткометражного анимационного фильма с синхронным музыкальным озвучением, так и слава первого кассово успешного полнометражного мультфильма «Белоснежка». Но путь к первым большим историям длиной почти в десять лет не был простым: через отчаянные эксперименты со звуком и цветом и рисковые сделки с дистрибьюторами, конфликты с собственными работниками и личные проблемы Уолт продолжал упорно стремиться к осуществлению самых смелых проектов.

В рамках очередного мероприятия в цикле «Дисней в разрезе» мы обсудим творчество студии в период первого десятилетия своего существования, рассмотрим наиболее интересные идеи, лёгшие в основу развития искусства анимации во всём мире, в том числе конкурентов студии «Дисней», многие из которых нам известны и по сей день.


5 марта 2021

Завершаем обсуждение классического диснеевского трио рассказом о Гуфи!

Один из самых популярных персонажей студии «Дисней», член главного комического трио студии на протяжении всей истории, лучший друг Микки Мауса, а также самый странный персонаж из классической команды, которому была уготована очень медленная карьера, полная совершенно неожиданных поворотов.

Каким образом самый несуразный герой короткометражек обрёл характер, учил детей и взрослых новым хобби, носил маску примерного семьянина и даже получил собственное шоу и всенародную любовь, несмотря на то, что самой примечательной чертой его характера были неуклюжесть и глуповатость? Как решения аниматоров и актёра озвучивания повлияли на формирование образа? И сколько имён было у Гуфи за всю его карьеру? Вы узнаете много нового из мира американской анимации и комиксов от 1930-х до наших дней на примере одного из самых безумных и запоминающихся героев.


29 октября 2020

Жизнь символа успешной корпорации может показаться довольно скучной. Ты должен быть идеальным, но в итоге твоё экранное время сокращается, а внимание публики уходит твоим более безумным товарищам. Но тем не менее, о жизни Микки Мауса есть что рассказать — за свою более чем девяностолетнюю карьеру он сменил великое множество ролей. Да и в целом образ мышонка и его окружения заметно меняется, от комедийного актёра в мультфильмах до детектива и искателя приключений в комиксах. Как так получилось? В рамках лекции мы говорим об истории становления Микки Мауса как персонажа и символа студии Дисней, рассмотрим наиболее важные события и идеи, определившие образ знаменитого мышонка и все различия этого персонажа в мультипликационном и комиксном воплощениях.


Запись от 26 июля 2020

На второй лекции, посвященной диснеевским мирам, поговорим о Дональде Даке — главном конкуренте золотого мышонка, Микки-Мауса, за внимание зрителей. Каким образом самовлюблённый и взбалмошный утёнок из «Наивных симфоний» добился зрительского признания и как оно помогло ему не только выделиться в компании знаменитых классических мультяшек, но ещё и сформировать собственную вселенную с городом Дакбург? Как у него появилась целая семья с племянниками, богатым дядюшкой, с шотландскими корнями? Как десятки талантливых авторов превратили шутки о популярном персонаже мультиков и стрипов в постоянно развивающийся мир на страницах комиксов и на телеэкранах, регулярно отправляя Дональда с семьёй навстречу невероятным приключениям? Причём здесь политика «Доброго соседа» во время Второй мировой войны и продажа прав на использование персонажей Disney в другие страны?


Запись от 13 июня 2020

Давайте окунёмся на 90 лет назад и посмотрим, как развивалась вселенная одной из самых крупных и успешных мультипликационных студий нашего времени, как появились её классические персонажи и какой путь они прошли прежде чем стать такими, какими мы их знаем и помним сейчас. Как Микки Маус стал бессменным символом студии Дисней? Какой путь прошёл Дональд Дак от антагониста из сказки в цикле «Наивных симфоний» и до персонажа собственной вселенной, на основе которой сняли не один мультсериал. Как неуклюжий Гуфи стал символом обычного гражданина. И куда подевались Большой Злой Волк, Маленький Гайавата и другие герои старых короткометражек? Истории персонажей Дисней имеют тенденцию причудливо переплетаться, создавая невероятные кроссоверы и оборачиваясь так, что и сам Уолт Дисней не смог бы предсказать, к чему придёт «карьера» его детищ спустя почти век их существования в комиксах и на больших и малых экранах.