Интернет — пространство для фестивалей. Опыт Горького Кона

Чрезвычайная ситуация требует чрезвычайных решений! Когда из-за карантина множество мероприятий были отменены или перенесены на долгие месяцы, организаторы Горького Кона – участники Нижегородского комикс-клуба – решили дать шанс идее первого виртуального фестиваля комиксов и гик-культуры. Который в итоге прошёл с 11 по 18 апреля 2020 года.

фото с первого ГК

Теперь, если вы хотите послушать лекции, принять участие в мастер-классах, ярмарках, презентациях, вам не нужно ждать окончания карантина и покупать билет до Нижнего Новгорода. И даже если вы пропустили выступление – не беда! Вы всегда можете посмотреть записи трансляций на странице фестиваля ВКонтакте (https://vk.com/gorkycon).

В связи с последними событиями организация мероприятий онлайн обретает популярность во всём мире: в виртуальную форму перешли фестиваль подкастов Podapalooza в Сиетле, фестиваль музыки и видео SXSW из Остина и многие другие. Было объявлено о проведении CovidCon 2020 – фестиваля для любителей фантастики и комиксов с участием писателей, актёров, художников, косплееров, с трансляциями сразу на нескольких публичных платформах. И хоть онлайн-формат подходит не для всех (например, в связи с ориентацией на живую торговлю и организацию зрелищных стендов), для многих выход в интернет стал последней возможностью собрать аудиторию и окупить расходы на организацию во время пандемии Covid-19. Кроме того, к организации мероприятий в сети приступили работники образовательных учреждений и учреждений культуры, включая библиотеки, с множеством лекций, семинаров, круглых столов и организацией ежегодной Библионочи онлайн.

Виртуальный Горький Кон 2020 прошёл весьма успешно, собрав деятелей отечественной комикс-индустрии и сотни в зрителей на лекции о культуре и истории комикса, специфике работы над собственными проектами, а также на мастер-классы и презентации творческих проектов профессиональных комиксистов.

Своим опытом проведения первого виртуального фестиваля в Нижнем Новгороде поделились организаторы Горького Кона:

Костромина Елена Александровна
главный библиотекарь отдела «Публичный центр правовой информации НГОУНБ им. В. И. Ленина», куратор Молодежного объединения «Заделье»; координатор фестиваля «ГорькийКон».

Ирдис (Александра)
художник-иллюстратор и автор комиксов.

Наташа Соло
художник комиксов, организатор Нижегородского комикс-клуба.

Расскажите, пожалуйста, историю фестиваля и то, как лично вы к нему пришли.

Елена: В этом году «ГорькийКон» проводится во второй раз. Идея организовать свой фестиваль комиксов родилась на одной из встреч Нижегородского комикс-клуба в рамках работы «Заделья». Невзирая на то, что в Нижнем Новгороде уже есть несколько местных фестивалей, посвященных аниме («Анимания», «Фанфан»), и не так давно появившийся фестиваль комиксов и гик-культуры «НиНоКон» — все они представляли собой скорее мероприятия развлекательного формата, где основной акцент сделан на косплей-дефиле, турниры настольных, компьютерных игр и рекламу комикс-шопов. Тогда мы решили, что можем сделать свой фестиваль, где не будет косплея, но будет много лекций и мастер-классов для тех, кто по-настоящему любит комиксы, читает, коллекционирует и создает их. Также мы хотели сделать некоммерческое мероприятие, со свободным входом — чтобы как можно больше людей могли воспользоваться новыми знаниями и влиться в комикс-тусовку. У нас была возможность сделать вход бесплатным, поскольку библиотека (НГОУНБ им. В. И. Ленина) согласилась предоставить фестивалю своё пространство, включая оборудованный для проведения крупных мероприятий Белый Зал. Считаю, что у нас получилось неплохо…

Ирдис: Идея создать фестиваль появилась в Комикс Клубе еще в прошлом году, собственно тогда он и случился впервые. Главной особенностью нашего фестиваля мы считаем его образовательный и просветительский формат, нежели развлекательный. В приоритете Горького Кона всегда были лекции и мастер-классы по тематике комиксов и других изобразительных направлений. Нам казалось, что таких мероприятий не хватает нашему городу. Так и появился Горький Кон.

Наташа: Изначально фестиваль должен был проходить в стандартном формате – офлайн, с аллеей авторов и приглашенными гостями. ГорькийКон проводили и в прошлом году – все-таки, наличие комикс-клуба в городе обязывает к проведению комиксных мероприятий. Есть потребность сплотить авторов, показать наше творчество нижегородцам и гостям из других городов. Благо площадка у нас уже есть. Мы с Леной Костроминой и Ирдис это дело долго обсуждали – идея-то давно была, но вот только в прошлом году обкатали все на практике. Были сложности, но в итоге — сработались, решили фест сделать регулярным.

Как вы решились организовать онлайн-фестиваль во время карантина?

Ирдис:  Решились на это мы очень даже легко, почти не раздумывая. Введения карантинных мер, видимо, было недостаточно, чтобы потушить в нас энтузиазм и желание провести фестиваль.:)

Елена: Когда уже почти всё было готово, мечта омрачилась режимом самоизоляции. Запрет на проведение массовых мероприятий в итоге коснулся всех фестивалей, начались повсеместные переносы на осень. Тогда мы решили, что не будем переносить фестиваль — в сентябре у нас ежегодно проходит другое крупное событие – Фестиваль Нижегородской книги. Идея провести фестиваль в интернете родилась сама собой, на фоне моды на стримы. Даже не вспомню, кто предложил это первым.  Скорее всего — Наташа Соло. Мы, если честно, не представляли, как это получится, и получится ли, но рискнули попробовать.

Наташа: Мы только более-менее разобрались с основной частью орг. работы, как свалилась новость про самоизоляцию. В теории фест перенесли на осень. Но стало жалко потраченного на подготовку времени, и я предложила перевести фест в виртуальный формат. Сразу встал вопрос технического обеспечния.

С какими трудностями в организации и проведении фестиваля в сети вы столкнулись?

Елена: В первую очередь всплыла проблема неподготовленности участников к работе в таком формате. На нас посыпались вопросы «как это делать» и «как вы себе представляется виртуальную ярмарку». И тут отсеялась большая часть начинающих авторов и тех, кто ранее вообще не имел опыта участия в фестивалях. Дальше возникли вопросы уже относительно техники — «а как транслировать экран», «смогу ли я транслировать от имени группы», «у меня недостаточно мощный компьютер», «у меня нет веб-камеры». Много сил ушло на изучение необходимого софта, консультирование участников, настройку техники… И даже при такой подготовке на фестивале возникали непредвиденные ситуации.

Ну, и напоследок, когда фестиваль начал набирать популярность, мы столкнулись и с проблемами спама, и с непрошеными советчиками,  и с навязчивой рекламой, и с троллями… Законы Интернета!

Ирдис: Трудности в организации остались, по сути, всё те же. Особенно в плане курирования участников. Прибавились лишь проблемы технического плана, которые мы были не в силах решить. Не у всех участников, да и организаторов, нашлись подходящая техника и стабильный интернет для проведения трансляций. Нам пришлось изобретать обходные пути, искать альтернативы. Где-то понадобилось освоить новые умения в работе с такими вещами как прямые трансляции.

Наташа: Мы долго боролись с техникой. И в теории, и на практике. Решали, через какие программы наладить связь аудитории и спикеров, как отладить все удаленно. Как проконтролировать качество подготовки спикеров. А после того, как приняли решение по этим вопросам, бодались с сетью, компьютерами, работой программ и основной площадки проведения – социальные сети. Расшевелить участников и добиться выполнения важных задач по подготовке тоже было непросто – часть людей даже отсеялась, так как банально не хватило времени их подготовить. Зато к самому фесту мы оказались достаточно подготовлены. Сбои во время всего онлайн марафона устранялись оперативно, гости-спикеры показали себя с отличной стороны. Еще раз убеждаюсь, что комикс-сообщество – замечательное место.

А что, наоборот, оказалось невероятно крутым и замечательным?

Елена: В прошлом году на фестивале я не смогла полноценно послушать ни одной лекции: приходилось метаться между площадками и решать различные организационные вопросы. Также пришлось потратить уйму времени на служебные формальности — расставить мебель, купить питьевую воду, проследить, чтобы она не закончилась, регистрировать гостей, отвечать на вопросы… В виртуальном формате можно было являться внимательным зрителем и куратором одновременно. Я побывала на своем фестивале как гость — это восторг! Ну и особенно приятно читать отзывы гостей: оказывается, самоизоляция помогла людям из отдаленных уголков региона, других городов, даже стран узнать о нашем фестивале!

Ирдис: Это количество желающих выступать на нашем фестивале. Кажется нереальным, чтобы все эти люди смогли приехать на наш фестиваль, будь он в офлайн формате. И конечно то, как участники креативно подошли к подаче своих выступлений.

Наташа: Невероятно крутой, с моей точки зрения оказалась фокусировка внимания, концентрация информации. На обычных фестах всё как-то на бегу, многие лекции пропускаются, а крутые авторы, сидящие рядом, иногда даже пообщаться не могут – цейтнот. И пусть трансляции на виртуальном ГорькомКоне шли нон-стопом, записи сохранились. Я сама лично наконец-то познакомилась со многими проектами коллег, причем наглядно и обстоятельно, задала интересующие меня вопросы. Также, мы получили очень крутой фидбэк. Да, сам факт того, что фестиваль является «летописью» текущих проектов комиксистов, меня очень радует.

(в отзывах участников и зрителей фестиваля не только много любви, но и благодарности за вдохновляющие выступления, на которые они могли бы не попасть, проводить мероприятие вживую).

 Во время организации ГК вы пользовались соцсетью Вконтакте и мессенджером Discord. Расскажите об опыте и целях работы с разными платформами.

Елена:  ВКонтакте, как оказалось, не самая стабильная платформа для проведения стримов (по отзывам спикеров, имеющих больший опыт в подобной деятельности — KoDa, например — Twitch гораздо надёжнее), но мы исходили из соображений сохранности прежней аудитории фестиваля, ведь в прошлом году вся информация публиковалась в той же группе ВК. К тому же начать работать с ВК-трансляциями максимально просто для новичков, иногда достаточно даже мобильного устройства (кстати, трансляции через VK-life набирают больше просмотров, чем через OBS). Вот OBS был нужен ввиду большей функциональности — многим спикерам нужна была функция демонстрации экрана, которой нет у VK-life.

Ну а Discord оказался просто удобным дополнением для коллективного общения — если вы хотите провести интервью или круглый стол онлайн, то это простой и удобный способ. Единственная проблема, которой удивил нас Discord — это устаревание ссылки на канал (слушатели порой не могли по ней перейти), но потом мы ее заменили на постоянную, и проблема решилась. Discord нас ещё и выручил — когда у кого-то из спикеров возникали трудности с интернетом или компьютером, то Ирдис запускала трансляцию через Discord со своего ПК (это, кстати, секрет наших совместных орг.трансляций).

скрин совместных выступлений организаторов

Ирдис: Вконтакте мы выбрали, так как это одна из самых «людных» социальных сетей. И есть возможность вести трансляции прямо из нашей группы, которая уже обжита нами с прошлого года, когда проводился первый фестиваль в библиотеке. Мне кажется это очень удобное и простое в использовании место для проведения онлайн-мероприятий. Дискорд же был выбран нами, как бонусная площадка для общения зрителей и участников.

Онлайн мастер-классы и ярмарки кажутся довольно сложным форматом для виртуального комикс фестиваля. Что вы можете сказать по этому поводу исходя из приобретенного опыта?

Ирдис: Мастер-классы, думаю, для такого формата по-прежнему хороши. Но им нужно больше эфирного времени, на мой взгляд. Формат ярмарки мы попробовали, сам по себе он был бы скучным, но авторы, помимо презентации товаров, много рассказывали о себе и своих проектах, рисовали и показывали свои работы. Думаю, как презентация для автора, такой формат вполне оправдывает себя.

Елена: Действительно, формат ярмарки кажется непонятным как гостям, так и участникам. Поэтому стоит отметить здесь наши ошибки, как организаторов — не до всех участников ярмарки получилось донести, что дома бессмысленно строить полноценный фестивальный стенд (это лишний труд, а мелкие работы не видно), и лучше провести грамотную самопрезентацию, показать свои работы крупным планом, интересно о себе рассказать. В следующий раз, чтобы всем было понятнее, будем называть это «презентацией», а не «ярмаркой», чтобы не вводить никого в заблуждение.  Ну а что касается онлайн мастер-классов, то данная форма работы не так уж и нова: мы сами часто принимаем участие в подобных мастер-классах, которые в большом количестве проводятся Вконтакте и YouTube. Тут главное правильный и своевременный анонс, чтобы зрители осознавали, чего ждать, и какие материалы им потребуются, если захочется присоединиться к мастер-классу или применить полученные знания.

Наташа: С мастер-классами, все просто – оно работает, пусть и требует подготовки. Ярмарка сработала как парад самопрезентаций. Есть ли финансовая отдача – покажет только время. Но для себя я вписала в задачи еще обмозговать этот блок на будущее.

Собираетесь ли вы повторить данный опыт, и есть ли конкретные планы на ближайшее будущее?

Елена: Несмотря на небольшие недочеты и замеченные ошибки, мы поняли, что формат онлайн-фестиваля востребован, люди активно (может быть даже активнее чем в оффлайне) к нему приобщаются, поэтому обязательно повторим что-то подобное в будущем! Сейчас не хочется терять внимание аудитории, поэтому в ближайшее время мы планируем проведение тематических онлайн-дней по субботам. В ближайшие планы входит желание посвятить такой день настольным и видеоиграм — пригласить летсплейров, настольщиков, известных обзорщиков игр и т.д.. Думаем, что это может получиться интересно. А пока продолжаем стримить из своих пабликов. 🙂

Наташа: Однозначно да. Я этот опыт сейчас и в своей творческой группе ВКонтакте использую – больше интерактива ввожу. Про сам ГорькийКон, думаю, что виртуальный формат вполне может стать крутым приложением к офлайн формату в будущем. И да, мы фест завершили, но уже запланировали мероприятия в его продолжение с приглашёнными спикерами.

Ирдис: Насчет того, собираемся ли мы провести еще один онлайн фестиваль, пока сложно сказать. Всё таки, хочется надеяться, что вскоре мы все снова сможем собираться вместе вживую, в формате привычных нам фестивалей. Так как живое общение – оно бесценно. В планах пока что держим возможность проведения тематических выходных, в том же формате. В режиме «лайт», так сказать. 🙂

Напоследок, что вы посоветуете тем, кто также решиться провести фестиваль онлайн?

Ирдис: Могу лишь посоветовать тщательно отлажевать оборудование и технику для трансляций. И заранее продумывать запасные варианты, если вдруг что-то не будет работать. А оно не будет работать.

Елена: Во-первых начать подготовку заранее и с технической стороны вопроса, т.е. набирать спикеров, готовых работать в таком формате, имеющих технические возможности и представления о необходимом софте. В нашем случае этого нельзя было предусмотреть, и мы пошли с другого конца – пришлось всех обучить. Но даже если все будут готовы технически, лучше сделать несколько пробных прогонов программы — это позволит спикерам и вам меньше нервничать и представлять свои действия, если что-то пойдет не по плану. И, наконец, стиль и оформление. Лично я обращаю внимание на графику после того, как оценю содержательность контента. Но, как оказалось, идеальная картинка людям тоже важна. Заранее продумайте рамки для OBS, логотипы, заставки — можно даже заранее попросить спикеров оформить свои презентации в едином стиле. Мы окончательно смогли реализовать вопрос оформления в процессе фестиваля, потому что с OBS сами разбирались в процессе. Это, как оказалось, очень требовательное приложение, не каждый компьютер его потянет. 

Нам остаётся поблагодарить организаторов и пожелать им удачи в новых проектах, а так же скорейшего окончания карантина всем нам! Надеемся, что данное интервью и опыт Горького Кона вдохновили вас на создание собственных онлайн-мероприятий!

Записала и подготовила
Юлия Канунникова (Салема)