Эстетика и визуальность русского блэк-метала: кейс «Пути»

17 декабря в 17.30 по московскому времени состоялось заключительное заседание семинара «Исследования визуальной культуры» в 2020 году, проводимого Центром рисованных историй и изображений РГБМ и Центром этнополитических исследований ИЭА РАН в формате онлайн-конференции в Zoom.

С докладом «Эстетика и визуальность русского блэк-метала: кейс «Пути»» выступила преподаватель направления Дизайн и продвижение цифрового продукта Школы дизайна НИУ ВШЭ Янина Рапацкая, аспирант Школы дизайна НИУ ВШЭ.

В ходе доклада обсуждались особенности визуальной репрезентации национальной идентичности современных российских блэк-метал проектов на примере псковской группы «Путь» — одной из самых значимых команд, формирующих образ и репутацию российской сцены за рубежом. Группа использует нетипичный для блэк-метала музыкальный инструмент — аккордеон и нехарактерное оформление обложек, предпочитая живопись маслом сдержанной графике или чёрно-белой фотографии, но тем не менее позитивно воспринимается слушателями. За 2 года первый полноформатный альбом группы собрал более 800 тысяч прослушиваний и около 3000 положительных комментариев на YouTube, что является неожиданно высоким результатом для молодой команды этого жанра.

В ходе семинара также были затронуты следующие темы:

— 3 типа конструкции локальных сцен Кита Кана-Харриса на примере группы «Путь»
— Маскот как образующий элемент визуального сторителлинга, примеры использования маскотов метал-группами в оформлении релизов
— Роль ручной гармоники в формировании экспортного образа российской музыки

YouTube-трансляция: