Научпоп в российских комиксах

Завершающее сезон 2020-2021 заседание семинара «Исследования визуальной культуры», проводимого Центром этнополитических исследований ИЭА РАН и Центром рисованных историй и изображений РГБМ.

Своим опытом работы с sci-комиксами в рамках доклада «Рисуя науку: что такое sci-комиксы, зачем их создавать и читать» поделилась команда артели «Комикадзе»: Алёна Лесняк, научный журналист, главред проекта ЮНЕСКО «Двор», контент-продюсер в «Яндекс.Практикум», автор идей и сценариев комиксов; Лина Алексюнайте, журналист, сценарист комиксов; также в семинаре планировалось участие Леры Железовой, (иллюстратор, редактор в «Сбере», художник «Ведомостей», «Яндекс.Деньги» и других проектов) и Дарьи Вяльцевой (куратор издательского направления в компании «Аэроплан», автор сценариев комиксов, а также мультсериала «Фиксики»).

Научно-популярная литература последние 5 лет переживает взрывной рост популярности. При этом искусство комикса не остаётся в стороне позволяя популяризаторам науки расширять набор инструментов для рассказа о мире науки. Научно-популярная литература последние 5 лет переживает взрывной рост популярности. При этом искусство комикса не остаётся в стороне, позволяя популяризаторам науки расширять набор инструментов для рассказа о мире науки. Знаковым проектом в этой области стал комикс «Это точно. Чёртова дюжина комиксов о науке и учёных» главными героями историй стали ведущие российские учёные: Михаил Гельфанд, Константин Северинов, Альберт Насибулин Дмитрий Сутормин и другие. Сценаристами проекта выступили авторы и редакторы научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера», а художниками — целая плеяда известных российских комиксистов, среди которых Олег Тищенков, Duran, Катерина Воронина, Маша Богатова, Анастасия Жданова.

«Комикадзе» — творческое объединение сценаристов, художников, иллюстраторов, популяризаторов. Появились в 2018 году, когда выпустили книгу «Это точно» — первый в России сборник комиксов, основанных на актуальных научных исследованиях, с известными учёными в качестве персонажей. И с тех пор занимаются просвещением и продвижением брендов с помощью комиксов, пикчей и иллюстраций. Среди их партнёров: Сколтех, МГУ, Высшая школа экономики, ЮНЕСКО, «Российское движение школьников», Laba.Media, Bookmate.