«Расколдовывание» научного знания

С докладом «»Расколдовывание» научного знания: эволюция образа ученого в публичном дискурсе России XVIII — начале XXI века» выступила Ирина Павловна Кулакова, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России до начала ХIХ века Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

В представленном докладе был представлен большой и тернистый путь, который прошла «академическая культура» в России, воплощаясь в конкретных визуальных образах. В традиционной культуре Руси/России идея учености существовала как атрибут «священноначалия», знак превознесенности знания над суетным миром смертных. И  на этот крепкий «дичок» знания традиционного в конце 17 – начале 18 в. была «привита» наука  (как принципиально новый тип знания — европейского картезианского), – заимствовавшая харизматические элементы своего облика и способы презентации у церкви.

Это привело к противоречиям: образование в России вплоть до второй трети XIX в. не выполняло социально-структурирующей функций, поэтому для населения роль и имидж ученого в России были окрашены тонами если и не враждебности, то неопределенности. Однако, к 1917 г. освященный «магией знания» интеллектуальный труд уже воспринимался как занятие, связанное с определенным (достаточно высоким) социальным и символическим статусом. На конкретных изображения мы рассмотрим, как оформлялся и менялся на этом пути имидж академического человека. В том числе и в советский период, когда  власть прошла путь от полного неприятия (и истребления части интеллектуалов) до приоритетного внимания к науке и образованию, а социум – от пиетета и восхищения открывающимися перспективами к настороженности и безразличию. Были подняты вопросы современных визуальных образов в которых репрезентируется академическое знание и его представители.