Советский комикс в 1941–1945 гг.: пропаганда, воспитание, образование

С докладом «Советский комикс в 1941—1945 гг.: пропаганда, воспитание, образование» выступает антрополог, научный сотрудник ИЭА РАН Артемий Плеханов.

Доклад направлен на исследование эволюции сюжетов, символов и героев в советских комиксах 1940-х гг. Исследовательская задача доклада состоит в выявлении закономерностей использования комикса как медиа в период Великой Отечественной войны.

В рамках доклада будет проанализирован визуальный материал периодических изданий: «Смена», «Огонек», «Техника молодёжи», «Вожатый», «Костёр», «Пионер», «Юный техник», «Искорка» 1941–1945 гг. Сравнительный анализ эволюции сюжетов, символов и героев комиксов позволит лучше увидеть визуально воплощённую динамику государственного дискурса в период Великой Отечественной войне.

Таким образом, мы постарались ответить на следующие исследовательские вопросы:

  • В каком формате комиксы существовали в военный период?
  • Какая эволюция произошла с комиксами в 1930–1940-е гг. ?
  • Какие сюжеты используются в комиксах 1940-х гг.?
  • Кто является героем произведений?
  • Как изменяются символы и маркеры репрезентации Великой Отечественной войны?

В качестве диспутанта выступает Анна Шевцова, доктор исторических наук, редактор альманаха «Этнодиалоги», профессор кафедры культурологии ИСГО МПГУ.

Ведущий: Александр Кунин, руководитель Центра рисованных историй РГБМ.